Взорвать Мадрид помог испанец
Расследование терактов 11 марта продолжается. 100 килограммов взрывчатки, использованной террористами, были украдены в одной из шахт Астурии в конце февраля. Кражу совершили четверо марокканцев, а помогал им испанец, у которого уже были неприятности с законом.
В субботу стало известно, что один из задержанных в четверг по подозрению в причастности к организации терактов в Мадриде 11 марта — испанец по национальности. Имя его не называется, но следователи уверены, что именно он обеспечил террористов взрывчаткой.
100 килограммов взрывчатки, использованной для организации терактов на железной дороге 11 марта, были украдены в маленькой шахте, расположенной в Авилесе (Астурия), еще в конце февраля.
По имеющимся у следствия данным, кражу совершили четверо марокканцев, пока еще не задержанных полицией, однако навел их на шахту испанец, у которого, по информации следствия, и раньше были неприятности с законом. Ему инкриминировались торговля наркотиками и незаконное хранение оружия. Из тех же источников газете El Mundo стало известно, что задержанный имеет также отношение к теракту в Касабланке в мае прошлого года, когда погибли 45 человек, в том числе четверо испанцев.
Стали известны и имена некоторых вновь задержанных. Марокканское агентство МАР цитирует официального представителя правительства страны, министра по делам печати Набиля Бенабделя, подтвердившего, что трое из пяти задержанных в четверг испанской полицией — марокканцы: это химик по образованию Абдеррахим Збаж (родился в 1971 году в Танжере, живет в Испании с 1999 года); Мохаммед эль-Хади Шедади (родился в 1966 году в Танжере, живет в Испании с 1985 года) и Фарид Улад (родился в 1970 в Дуар Игиль, живет и работает в Испании с 1997 года). Полиция задержала их на основании показаний свидетеля, работавшего в одной фирме с одним из главных подозреваемых Джамалем Зугамом, задержанным в прошлую субботу в мадридском квартале Лавапиес.
Продолжаются допросы первой пятерки задержанных по делу о взрывах — марокканцев Джамаля Зугама, Мохаммеда Бекали и Мохаммеда Шауи, а также индийцев Виная Кохли и Суреджа Кумара. Суд вынес решение о продлении срока их пребывания в СИЗО. Первые слова, которые произнес во время следствия Джамаль Зугам, были: «Кто победил на выборах?».
По сообщению El Pais, несмотря на то что Зугам, Шауи и Бекали заявили, что во время теракта они находились дома и спали, им предъявлены обвинения в принадлежности к террористической группе, убийстве 190 уже идентифицированных жертв теракта и покушении на убийство еще 1400 человек. Задержанные одновременно с ними в прошлую субботу индийцы Суредж Кумар и Винай Кохли обвиняются в сотрудничестве с вооруженной группировкой, мошенничестве и фальсификации документов.
Все пятеро помещены в мадридскую тюрьму Soto del Real. Они продолжают отрицать свое участие в терактах и настаивают на своей невиновности. Как пишет El Mundo, Зугам даже расплакался во время допроса, проводимого судьей. В конце концов, правда, он все-таки признался, что был знаком с руководителем испанской группы «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) Имадом Эдим Баракатом, более известным как Абу Дада, однако свел связь между ними к чисто соседским отношениям.
Главным подозреваемым в осуществлении теракта 11 марта считается Джамаль Зугам
Источники, связанные с расследованием, с полной уверенностью указывают на него как на одного из главных действующих лиц теракта в Мадриде. Он был опознан двумя оставшимися в живых пассажирами одного из взорванных поездов. По их словам, Зугам был в числе людей, зашедших в вагон с рюкзаками.
По данным спецслужб, начало террористической деятельности Зугама связано с так называемыми афганскими марокканцами – реакционной группой, проходившей обучение в лагерях, организованных сетью «Аль-Каиды» в Афганистане. Его связь с этой сетью выявили сотрудники спецслужб Франции. За два месяца до теракта 11 сентября 2001 года французская сторона проинформировала испанцев о подозрении, что Джамаль Зугам связан с исламскими террористами. Речь шла, в частности, о ликвидированной в Испании группе «Аль-Каиды», которой руководил Имад Эдим Баракат.
В июле 2001 года судья Бальтасар Гарсон приказал произвести обыск в мадридской квартире Джамаля Зугама в доме № 14 на улице Секильо. Там полицейские нашли записанные номера мобильных телефонов членов группы «Аль-Каиды» в Испании, а также книги, посвященные борьбе за ислам и необходимости проникновения в Чечню. Кроме того, были обнаружены видеоматериалы о конфликте в Дагестане, а также одно из интервью Усамы бен Ладена. Несмотря на эти находки, Джамаль Зугам не был арестован.
Этот пробел был восполнен только сейчас, когда после трагедии 11 марта испанское следствие обнаружило связь между Джамалем Зугамом и Абу Мугеном, задержанным в Марокко после теракта в Касабланке в мае прошлого года. В Мадриде Абу Муген жил в доме Джамаля Зугама.
Расследованию помогли и марокканские службы безопасности, установившие, что незадолго до теракта в Касабланке Джамаль Зугам был в Марокко и уехал из страны за несколько недель до его осуществления.