Быть заочником в Испании
«...было бы круто жить в Питере, а учиться заочно в Испании. Сгонял на сессию, заодно на пляже повалялся...»
(из одного форума в русском интернете)
Учиться «дистанционно» накладно и тяжко. Но это идеальный вариант для тех, кто решил получить образование «без отрыва от производства».
Сезон, когда становится актуальным вопрос «куда пойти учиться?», начался. В любой газете – множество предложений от учебных заведений. Часть из них предлагает учиться заочно («a distancia»). И это не только курсы, которые обеспечивают узкую профессиональную подготовку, но и предложения о высшем образовании.
В далекие времена советских вузов определение «заочник» прочно ассоциировалось со словом «халявщик». По крайней мере, для тех, кто учился очно и не мог понять, как это бывает – получить диплом не выходя из дома. Заочное обучение в Европе, и конкретно в Испании, – совсем другая вещь. Во-первых, это дорого. Во-вторых, заочная система требует от студента такой самодисциплины, что некоторые не выдерживают и сходят с дистанции так и недоучившись.
Один из старейших заочных университетов в Испании – UNED (Universidad Nacional de Educación a Distancia) – был создан в 1972 году, и сейчас в нем учатся около 150.000 человек.
Однако понятие «дистанция» довольно относительно. Потому что студенту все же приходится несколько раз в году навещать свой университет или его филиалы – как правило, это происходит в момент экзаменационных сессий. Поэтому жить в одной стране, а получить образование в другой – представляется проблематичным. Хотя никто не отрицает, что такая возможность обязательно появится в будущем – технология, как известно, идет вперед аршинными шагами.
«Я ЗАБЫЛА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТЕЛЕВИЗОР...»
Об опыте обучения дистанционно с нами поделилась испанская студентка частного университета Вик (Барселона). Александре 34 года, она работает в одной из фирм-телефонных операторов и надеется получить в этом году диплом о высшем образовании. Александра признает, что два года, которые она уделила учебе, стали для нее по-настоящему стрессовыми.
- Первый вопрос, что называется, в лоб. Что бы ты посоветовала тем, кто только еще задумывается о том, чтобы получить высшее образование заочно?
- Очень хорошо оценить свои возможности. Я имею в виду время, которое нужно будет отдавать учебе. И тем более задуматься, если есть семья и дети. От многого придется отказаться. Честно скажу, что такое телевизор за последние два года я уже забыла, смотрю только новости. Не до телевизора, когда думаешь, когда бы уделить время конспектам – встать в шесть утра или не ложиться до двух ночи?
- Неужели это действительно отнимает столько времени?
- Когда я начинала, честно скажу, ожидала, что нагружать нас будут меньше. Но это нормальное явление: университеты, которые обучают дистанционно, и особенно частные, заставляют студентов работать. Потому что слава «халявщиков» им не на руку. Их имидж красит, когда про них говорят: учиться там сложно.
- Заочникам всегда задают много домашних заданий – это и контрольные, и упражнения, и работы. Подразумевает ли это, что всегда можно позвать кого-то на помощь, что-то скопировать из интернета, короче говоря, как-нибудь выкрутиться «на твердую тройку»?
- Я и мои одногруппники (нас около 15 человек) стараемся собираться время от времени и «делить» обязанности. Кто-то делает одни упражнения, кто-то работает над другими. Потом обмениваемся. Но просто списать сделанное кем-то может откликнуться тем, что не сможешь справиться с похожим заданием на экзамене.
- Все экзамены очные?
- Да. Мой курс сдает некоторые из них «дома», в Сарагосе, в Коллегии инженеров, которая представляет интересы университета. Но пару раз в семестр нужно ехать в Вик – город недалеко от Барселоны, в трех часах езды от нас. И это тоже расходы – дорога плюс отель, питание. Это студентам никто не оплачивает.
- Что касается цен, они везде разные, но расскажи про твой случай: во сколько тебе обходится это удовольствие – в два года получить диплом индустриального инженера?
- Примерно в 7.000 евро. Если перечисляешь все при поступлении, там есть какая-то скидка – около 5%. Но можно разбить сумму на части. Это дорого, и под силу обычно только тем, кто уже работает. Или тем, чью учебу могут финансировать родители. И не забудем, что все учебные материалы я скачиваю из интернета. То есть плачу за связь, плюс на распечатку конспектов уходят горы бумаги и краски. А для университета это все та же экономия – за два года нам дали разве что несколько CD.
- Есть преподаватели, которых ты так никогда и не увидела «живьем»? Только фото в интернете?
- Нет, пожалуй, нет. В начале курса нас созывают на видеоконференцию. В нашем случае все это происходит в Коллегии инженеров. Преподаватель представляет предмет, и ему можно задать вопросы. В течение курса проходят один-два семинара по каждому предмету. Семинары обычно посвящены одной из важных или сложных тем. Потом ты постоянно общаешься с преподавателем по электронной почте, и еще для каждого предмета существует отдельный форум, где студенты излагают свои вопросы, а преподаватель отвечает.
- Как выбрать из множества предложений самое подходящее учебное заведение?
- На мой взгляд, это довольно сложно. Самый дорогой университет – не всегда самый лучший. Заочное обучение сейчас предлагают в основном «частники». Многие из них образовались лет 7-10 назад и еще не успели заслужить репутацию. То есть еще неизвестно, насколько котируются их дипломы на рынке труда. Но все равно нужно попытаться собрать всю доступную информацию. Вплоть до того, что из себя представляет преподавательский состав – опыт и ученые степени преподавателей.
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСТАНЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ
Правительство заверило, что средства на его финансирование имеются.
На разработанный PP Закон о качестве образования будет наложен мораторий сроком на два года. За это время социалисты намерены создать свой Закон. Тем не менее лучшее, чем могло похвастаться спорное экс-законодательство, будет претворено в жизнь. И среди прочего – бесплатное начальное образование (Educaciin infantil). Правительство Сапатеро обещает обеспечить его финансирование.
Среди того, что тоже остается, – раннее обучение иностранным языкам, сохранение действующей системы оценок. И возможность остаться на второй год, если по более чем двум предметам ученик оказался неуспевающим.
Наталья ГЕРАСИМОВА 28 мая 2004