Метро Мадрида

Метро Мадрида

Метро испанской столицы

В конце 1913 года дорожный инженер Карлос Мендоса стоял в очереди на площади Пуэрта дель Соль, ожидая трамвая. Было холодно и людно. В голове инженера одна за другой появлялись мысли по улучшению городского транспорта. Несколькими годами ранее он побывал в Париже и с тех пор часто задумывался о метро. Когда подошел трамвай, Мендоса в мыслях был уже очень глубоко под землей.

В 1914 году, когда его идеи и предварительные расчеты стали обретать форму проекта, население Мадрида составляло 614 тыс. человек, по его улицам разъезжало 1.500 автомобилей и более 5 тысяч гужевых повозок. Правда, реальные трудности по строительству метро оказались намного выше планируемых и самой большой проблемой стало финансовое обеспечение. Даже на двигатели для поездов не хватало денег, поэтому были закуплены старые двигатели парижского метро. 

Трудности были преодолены, и 17 октября 1919 года король Альфонсо XIII торжественно открыл новый для Мадрида вид транспорта. Церемония происходила на станции «Cuatro Caminos». После открытия король, королева Виктория-Евгения и свита заняли места в двух вагонах первого поезда мадридского метро. Путь следования — станции "RТo Rosas", "Iglesia de ChamberТ", "Bilbao", "Tribunal de Cuentas", "San Luis" и конечная станция на площади Пуэрта-дель-Соль. 

26 декабря 1921 года было открыто продолжение первой линии от станции "Sol" до станции "Atocha". Успех метрополитена стал очевиден.
Даже во время Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. метро не прекратило своей работы, в нем продолжалось строительство новых участков. А когда фронт подошел вплотную к Мадриду, подземные поезда служили для переброски воинских частей к линии фронта и эвакуации раненных и убитых. Станции метрополитена использовались в качестве бомбоубежища для жителей Мадрида и поэтому не закрывались на ночь. Некоторые участки были закрыты для движения и переоборудованы под госпитали и заводы по производству вооружения. 

Война оставила значительные разрушения в подземной транспортной структуре, некоторые авиабомбы пробивали насквозь грунтовой слой (глубина мадридского метро несопоставима с глубиной метро Москвы или Санкт-Петербурга). Тем не менее всего через два года после окончания Гражданской войны был открыт очередной новый участок для движения поездов. За первые 50 лет после открытия первой линии было введено в эксплуатацию почти 50 км путей, за следующие 30 лет протяженность линий мадридского метро возросла до 106,710 км.

С самого начала, с 1919 года, метрополитен охотно принимал на работу девушек. Однако существовала норма, согласно которой девушки, выходя замуж, автоматически теряли свою работу. В качестве исключения могли сохранить свои рабочие места женщины, занятые в офисах компании, и телефонистки. Исключение обосновывалось тем, что эти категории работниц не имели прямого контакта с пассажирами. Норма была отменена только в 1984 году.

На одном из подземных заводов 10 января 1938 года раздался страшный взрыв. На перегоне между станциями "Goya" и "Diego de Leon" взорвался порох, которым начиняли патроны и снаряды. На этом заводе работало около 300 девушек. Взрывная волна, распространившаяся по туннелям метро и достигшая станции "Sol", уничтожила четыре поезда с пассажирами. Погибли люди, находившиеся на перронах ближайших станций. Взлетел на воздух трамвай, проходивший в этот момент по улице Торрихос (в настоящее время улица Графа де Пеньялвер). Многие дома, прилегающие к зоне подземного взрыва, получили серьезные повреждения. Число погибших не установлено, разные источники называют различные цифры от 2 до 5 тысяч человек. Республиканские газеты того времени вообще не сообщили о взрыве, чтобы не деморализовать население.

Пионером метрополитена явился Лондон (1863 год), город с населением в 2,9 млн. жителей, построивший первую подземную линию длиной в 6 км.

Алек Жингель 28 ноября 2003

24441 просмотр

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!