"Я не хотел имитировать Альмодовара"
Две главные роли в новом фильме Педро Альмодовара «Дурное воспитание» исполнили два молодых актера: модный Гаэль Гарсиа Берналь и менее известный (хоть и не менее талантливый) Феле Мартинез. Интервью с Берналем ГАЗЕТА уже публиковала, а теперь предлагает беседу Антона Долина с Феле Мартинезом.
- Как отреагировали испанские церковные власти на «Дурное воспитание»?
- В Испании в целом фильм был принят очень хорошо - огромный успех и у критики, и у зрителей. Что касается католической церкви, то она никогда не признает того, о чем говорится в «Дурном воспитании». Но церковь, скажем так, верит в собственное лицемерие, так что и бог с ней. Лично я горжусь фильмом и не считаю, что это картина о педофилии: сексуальные домогательства - лишь сюжетный ход, необходимый для развития истории.
- Когда вас пригласили сниматься в фильме, тема или сложность сценария вас не остановили?
- Сначала сценарий показался мне простым и понятным, но, дочитав его до конца, я почувствовал желание вернуться, перечитать, разобраться во всем. Сценарий очень впечатлил меня! И напугал. Как я смогу сыграть такую сложную, многоплановую роль? Понимаете, кастинг я не проходил, Педро Альмодовар сам выбрал меня и мне позвонил.
- Как вам работалось с Альмодоваром - уже во второй раз?
- В «Поговори с ней» у меня была очень маленькая роль в черно-белом и немом отрывке, и тогда Педро позволил мне играть ее свободно: главное - не разговаривать! Я старался играть в стиле прошлого века. В «Дурном воспитании» все было иначе. Педро выбрал меня на главную роль, роль Энрике. На сей раз мы обсуждали каждую деталь, обсуждали тембр моего голоса, мы с Гаэлем Гарсиа Берналем ходили в тренажерный зал и упражнялись на протяжении двух месяцев, я потерял шесть килограммов - а затем набрал снова и опять сбросил. Педро помогал нам во всем, отвечал на все вопросы.
- Это физическая подготовка. А психологическая?
- Психологическая подготовка была самой простой частью работы. Педро подробнейшим образом объяснил мне, что за человек Энрике, и мне оставалось только ходить за ним повсюду с диктофоном и записывать каждую фразу, чтобы прослушать внимательно на досуге. Так что вскоре я знал Энрике как лучшего друга, и труднее всего было стать похожим на него внешне. Педро даже смеялся надо мной и говорил: «Будь попсовей!» Но не так уж просто имитировать стиль 1980-х. Ведь в те годы сам я был еще ребенком.
- Педро жалуется на «дурное воспитание», полученное им в 1960-х. В 1980-х в Испании воспитывали лучше?
- Я сам ходил в католическую школу, но не чувствовал того ужаса, который, видимо, ощущали дети в тех же школах в 1960-х. Тем не менее все мы постоянно боялись наказаний, и наказания существовали, я имею в виду - физические. Ничего не было ужаснее исповеди. Были похожие проблемы… Помню, все в школе говорили о двух мальчиках, которые получают подарки, «специальные» подарки от учителей. Когда тебе четырнадцать лет, ты уже начинаешь понимать что почем. Но знаете, что забавнее всего? Я вспомнил об этом только благодаря фильму и впервые рассказал о том случае своим родителям.
- Вы думали о Педро, когда играли режиссера? Хотели быть похожим на него?
- Нет, абсолютно нет. Я начал с того, что спросил, не является ли фильм автобиографическим, и Альмодовар ответил мне: «Нет, хотя, разумеется, я вложил в Энрике какие-то личные черты». Энрике - не Педро, его история - не история Педро. Я не хотел имитировать Альмодовара.
- Вы никогда не хотели стать режиссером на самом деле? И если не хотели, не появилось ли такого желания после съемок в «Дурном воспитании»?
- Нет. Никогда. Я лишь однажды срежиссировал короткометражку, в которой принимали участие четверо: два актера, оператор и я. Но это было упражнение, не более. Однако даже тогда я с трудом мог удержать контроль в своих руках. Как же контролировать все на съемках настоящего большого фильма? Это должно быть невероятно сложно, и я вряд ли решусь стать режиссером в ближайшем будущем.
- Вы работали и с другими знаменитыми испанскими режиссерами - Хулио Медемом и Алехандро Аменабаром. Получается, вам повезло быть актером в Испании!
- В Испании у нас немало хороших режиссеров, и время от времени появляются хорошие фильмы. Везет нам, да уж. Только денег много не заработаешь, но не так уж это и важно. Правда, снимался я и в других странах. В Португалии, например. И по-английски тоже играл. Вот это было сложнее всего.
GZT.RU, 22.06.04