Испанский гений на службе России
В предыдущих номерах нашей газеты мы рассказали о деятельности Фонда Пушкина в Мадриде, коснулись основных направлений его деятельности — организации изучения русского языка в Испании и пропаганде русской культуры и искусства. Наш рассказ остался бы неполным, не коснись мы и еще одной темы. Рассказывает Александр Черносвитов, директор Фонда.
— Помимо обучения русскому языку и продвижению русской культуры в Испании, мы также по мере сил способствуем научному сотрудничеству двух стран. Эта область, пожалуй, наиболее сложная. Мы помогаем российским и испанским университетам в установлении контактов и организации научного обмена. С нашей помощью, например, началось научное сотрудничество Московского университета связи с Политехническим университетом Мадрида, с которым у нас особые отношения: его бывший ректор является президентом нашего фонда. Налажены отношения и с другими крупнейшими вузами. В качестве примера нашей деятельности в области научного сотрудничества упомяну наши исследования по изучению наследия Бетанкура. Мы уже почти 15 лет работаем над огромной программой, посвященной этому великому испанскому инженеру, прославившемуся и в Испании, и в России. Генерал-лейтенант и министр, он очень много сделал для России. В испанском Министерстве развития есть центр исторических исследований. В сотрудничестве с этим центром мы провели более десяти выставок, посвященных этому незаурядному человеку, в том числе три в России, издали книгу о Бетанкуре, более 1200 испанских инженеров путей сообщения съездили на вторую родину великого испанца. Наш фонд предложил установить памятник Бетанкуру в Петербурге. Ректор Петербургского университета путей сообщения загорелся идеей, и она была реализована. Наследный принц Фелипе специально побывал в Санкт-Петербурге и 24 июня 2003 года открыл этот памятник в сквере перед главным фасадом Петербургского университета путей сообщения, основателем и первым ректором которого был Бетанкур.
Гишпанский «колдун», бежавший с родины
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) родился 1 февраля 1758 года в Пуэрто де ла Крус на острове Тенерифе. Он являлся потомком Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 году Канарские острова и провозгласившего себя королем Канар. Получив превосходное образование, к 30 годам Бетанкур превратился в крупного инженера-исследователя и в 1788 году становится директором Королевского кабинета машин в Мадриде. Под его руководством был построен первый в Испании оптический телеграф между Мадридом и Кадисом. В 1799 году Бетанкур становится генеральным инспектором путей сообщения страны. В 1807 году он вынужден был покинуть Испанию и выехал во Францию.
Жизнь этого человека, почти неизвестного на своей родине, больше похожа на легенду. Он основал Школу инженеров дорог и каналов, был генеральным директором почтового ведомства, советником налоговой инспекции. Великолепный художник, он пытался поступить на учебу в Академию изобразительного искусства в Севилье и... не был принят. Приемная комиссия без обучения объявила его Почетным членом Академии. Он был великолепным математиком, гидравликом, механиком, горным инженером, специалистом по дорогам и каналам.
В 1797 году он соединил Мадрид и Аранхуес электрическим телеграфом — на 47 лет раньше, чем Самуэль Морзе начал посылать свои точки и тире по проводам. За 5 лет до того, как Александр Вольт изобрел электрическую батарею, т.е. раньше, чем человечество узнало электричество в привычном теперь понятии. В своем телеграфе Бетанкур использовал электростатические импульсы, получаемые с помощью лейденских банок — старинных электрических конденсаторов. Опередив свое время почти на 200 лет, Бетанкур использовал в своем телеграфе бинарную кодировку информации, каждой букве был присвоен 8-битовый код (как в современных компьютерах). Октеты данных путешествовали из Мадрида в Аранхуес и обратно по 8 проводам. Изобретение Бетанкура слишком опередило время — статическое электричество было весьма ненадежно, и в дальнейшем великий инженер решил заняться усовершенствованием оптического телеграфа.
Могущественный Мануэль Годой, прошедший путь от фаворита королевы Марии Луизы до диктатора Испании, воспринял заявление Бетанкура о том, что он может «посылать слова по проводам» как признание в колдовстве, инженеру грозила расправа, и он в 1807 году покидает Испанию и выезжает во Францию.
В том же году, по приглашению русского посланника И.М. Муравьева-Апостола, Бетанкур приезжает в Санкт-Петербург и поступает на русскую военную службу. С 1809 года и до своей смерти в 1824 году испанский инженер руководил Институтом корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений.
Под его руководством был переоборудован Тульский оружейный завод, построен пушечный литейный двор в Казани, реконструирована Александровская мануфактура. Бетанкур оснастил машинной техникой фабрику Гознака в Санкт-Петербурге, сконструировал первое в мире судно с паровым двигателем. В 1817 году под его руководством был построен Манеж в Москве, уникальное здание размером 166х44 метра без единой колонны. Автор и проектировщик большого арочного постоянного моста через Малую Невку, каменных мостов на Московском шоссе и Исаакиевского через Неву. Строительство ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде — одно из самых значительных достижений Бетанкура. Совместно с Монферраном разработал проект перестройки Исаакиевского собора. В 1824 году был оклеветан завистниками и фаворитом Александра I графом Аракчеевым и вскоре после отставки умер.
Его ученик и последователь О. Монферран в том же году соорудил ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге, а в 1979 году прах Бетанкура был перенесен на кладбище Александро-Невской лавры. В 1995 году Министерство путей сообщения учредило памятную медаль имени Бетанкура, которой награждаются специалисты за выдающийся вклад в развитие высшего транспортного образования.
Алек Жингель 4 июня 2004