Соборы Саламанки

Соборы Саламанки

В Новом соборе Саламанки с гордостью демонстрируют бронзовое распятие. Существует поверье, что с ним ходил в бой легендарный Сид - воитель, принявший участие во многих войнах на Иберийском полуострове.

Распятие хранится в соборе Саламанки, потому что Сид отдал его своему духовнику епископу Иерониму, который в свою очередь передал его в Старый собор, основанный им же в XII в. Четыре века спустя место романского собора Санта Мария де ла Седе занял новый готический собор и распятие обрело новое пристанище. К счастью, жители Саламанки решили сохранить старый храм, и в настоящее время оба они стоят бок о бок и со стороны смотрятся как единое целое. В небо над ними устремляется целый лес шпилей и башен. Лучше всего соборы видны с берега широкой и спокойной реки Тормес. Их башни возвышаются над черепичными крышами домов, взбирающихся на холмы.

Новый собор

В 1512 году епископ Бобадилла предложил многим выдающимся испанским архитекторам принять участие в конкурсе на лучший проект будущего собора. Среди многих конкурентов выбор пал на некоего Хуана Хиля де Онтаньона. Мастер работал на строительстве собора до конца своих дней, и его сын Родриго продолжил начатое дело. Наследственность профессий была обычной в то время, подобная картина наблюдалась и при строительстве собора в Бургосе.        

Собор был заложен в 1513 году, работы продолжались до середины XVIII в. Привлекает внимание массивная юго-западная башня высотой 110м. Башня бьгла облицована защитным слоем камня после разрушительного землетрясения, случившегося в Лиссабоне в 1755 г., которое продемонстрировало недостаточную прочность старинных зданий этого региона. Квадратная башня была построена раньше других частей собора. Ее стены, гладкие у основания, становятся все более детально разработанными по мере подъема кверху: карнизы на кронштейнах, арочки над окнами, балюстрады. Верх башни увенчан фонарем с ребристым куполом и украшен маленькими башенками со шпилями. Башня была спроектирована Родриго Хилем Онтаньоном и напоминает башню собора в Толедо, датированную XV в.

Западный фасад       

Подобно башне, богато орнаментированный западный фасад был построен из местного камня бледного желтовато-серого оттенка. Освещенный лучами заходящего солнца камень кажется розовым. Архитектурный стиль, которого придерживались мастера. отличает любовь к пышной декоративности и орнаментальной трактовке форм, за что он получил в дальнейшем название платереско (чеканный) -по аналогии с ювелирным искусством (платерия). В соборе Саламанки можно найти достаточно примеров такого стиля. В новом соборе представлены прекрасные статуи, вырезанные из камня головы и геральдические знаки. Лучшими среди украшающей здание скульптуры считается декор северного портала, известного под названием Дверь Пальм. Название произошло от скульптурного рельефа, изображающего триумфальный вход Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до распятия. Западный фасад фланкируется двумя башнями, относящимися к эпохе Возрождения. Средокрестие акцентировано красивым куполом, возведенным в 1730-х гг.

Неф и хор       

Огромный неф Нового собора обрамлен декоративной галереей, опирающейся на аркаду с изящными колоннами. Боковые нефы с галереями намного ниже центрального. Галереи также опоясывают трансепты шириною около 49 м. В 1725-1733 гг. талантливыми братьями Чурригера в северной части нефа был построен хор. Они также принимали участие и в возведении купола собора. Братья Чурригера - Хосе Бенито, Альберто и Хоакин - родились в Саламанке. Их именем был назван стиль, которьта они утвердили в архитектуре,- чурригереско.

Старый собор в Саламанке      

Старый собор Санта-Мария де ла Седе производит грандиозное впечатление, хотя и уступает во многом Новому собору. Наиболее замечательным элементом Старого собора является двухъярусный центральный фонарь в романтическом стиле с коническим куполом, опирающимся на паруса особой конструкции. Купол в Саламанке состоит изнутри из резных балок, расходящихся из единого центра в разные стороны. Он покоится на насыщенном сложными архитектурными деталями двухъярусном барабане с двумя рядами окон в обрамлении полуколоннок с арками: четыре мощные опорные арки имеют небольшой стрельчатый излом. Неф- идеально симметричной формы; опорами аркад по бокам нефа служат массивные романские колонны. Прекрасньш заалтарный образ (ретабло) XV в.- одно из высших достижений искусства эпохи Раннего Возрождения в Испании.

По материалам книги "Соборы мира" Елизавет Круис и Бо Риффенбурга, 1998

Публикацию подготовила Ирена Экслер

Загадка «средневекового» астронавта

Астронавт! На стене древнего испанского собора Святого Иеронима, построенного в 1102 году! Такие заметки с соответствующими фотографиями обсуждает блогосфера более 10 лет. 

https://www.liveinternet.ru/users/natahart/post414183485

1432 просмотра

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!